Пост N: 608
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 13.03.10 15:39. Заголовок: Генератор - любой ис..
Генератор - любой источник, хоть то-же зарядное для мобильного. Идеальный вариант - создать базовую схему, которая сможет работать с теми же аккумуляторами от мобильников и чтобы у МК остался ресурс на другие задачи. То есть объединение "интеллектуального" зарядного устройства с любыми вариантами портативных или более габаритных устройств.
Примерное тех. задание на базовую схему
- контроль токов и напряжений, поступающих от генератора/генераторов - контроль тока/напряжения аккумулятора, как при заряде, так и при разряде - в обе стороны - возможность коммутации нагрузки как на питание от аккумулятора, так и на питание от генератора - контроль состояния аккумулятора, то есть ёмкости оставшегося заряда в ампер/часах - простая индикация(например 4-х разрядный 7-ми сегментный индикатор, на котором можно проконтролировать параметры
Пост N: 178
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Горно-Алтайск
Рейтинг:
0
Отправлено: 13.03.10 17:34. Заголовок: Как мне кажется, при..
Как мне кажется, при работе на сильноточную нагрузку, её питание должно осуществляться с аккумулятора в буферном режиме. Зачем контролировать токи и напряжения с источников (генераторов, солнечных батарей)? На выходе каждого ставиться стабилизатор, формирующий необходимый зарядный ток для аккумулятора. Задача МК или другого эл.блока определять напряжение на аккумуляторе и включать для его зарядки один из зарядных источников. Индикация состояния аккумулятора и источников зарядки может состоять из пары двухцветных светодиодов (норма/авария) Как в авто. С АЦП проблем не будет, можно это дело фиксировать с достаточно высокой точностью. Защита аккумулятора от перегрузки. На рисунке смотрелось бы так: на выходе каждого генератора стабилизатор-формирователь зарядного тока (контролируется МК). Микроконтроллер также измеряет напряжение на аккумуляторе и в случае надобности включает необходимый источник зарядки, сигналы об исправности с которых поступают для контроля на МК и визуально отображаются светодиодами. Базовый вариант сделать попроще, а затем нарастить при необходимости дополнит.функциями.
Пост N: 90
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 13.03.10 19:41. Заголовок: Имею некоторый опыт ..
Имею некоторый опыт эксплуатации ветрогенератора AERO4GEN (Англия) и солнечной батареи производства киевской фирмы "Квазар" с самодельным реле-регулятором на яхте. Реле-регулятор собирался на известной по компьютерным БП микросхеме TL494N. Все это было дополнено готовыми цифровыми вольтметром и амперметором. На эту тему я сделал несколько статей в ж-ле "Электрик". Думаю этот реле-регулятор с измерительными приборами перевести на PIC с дополнительной функцией подсчета (в ампер-часах) разрядки и зарядки аккумулятора. Это крайне необходимо для оценки состояния аккумулятора в автономном плавании (и не только). Для начала небходимо четко поставить задачу. Универсальное устройство адаптированное на все случаи жизни - это излишество. Скорее всего надо делать базовое устройство, которое переделывается (адаптируется) под конкретную ситуацию. Хочу сразу заметить, что реле-регулятор для ветрогенератора заметно отличается от автомобильного реле-регулятора.
Пост N: 610
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 13.03.10 19:41. Заголовок: Для экспериментов с ..
Для экспериментов с "базой" можно использовать обычное зарядное устройство от мобильников - выход 5v. Если напряжение фиксировано и ток зарядное может отдавать с запасом, то проблем нет - даже стабилизатор отдельный не нужен. Но вот если в качестве генератора/источника зарядного тока тот-же ветер, или солнечная батарея, то напряжение/ток источника уже роль играют большую. То ветер стих - напряжение вроде есть, но при нагрузке проседает, то солнце спряталось - то же самое.
Для начала можно задать малый ток - например 50 мА на нагрузке при 5 вольтах - это можно наверное точно определить для базовой схемы. Пока есть напряжение от внешнего источника(зарядного мобильника) нагрузка питается от него и от него же идёт заряд аккумулятора. На зарядниках допустим ток до 0,5...0,6 А. В качестве нагрузки 5 светодиодов от зажигалок с гасящими резисторами, включенные параллельно, так, чтобы общий ток на них был 50 мА при 5 вольтах.
Если зарядное отключено, то нагрузка питается от аккумулятора, причём только до тех пор, пока не истощится запас ёмкости аккумулятора в ампер-часах.
Ещё один момент - нагрузка может быть и выключена, тогда остаётся только заряд аккумулятора от внешнего источника, причём только до тех пор, пока аккумулятор не восстановит полную свою ёмкость в ампер-часах. Затем зарядку надо прекратить.
Если работать с аккумуляторами от мобильников, то они достаточно критичны к перезаряду и есть у них такой эффект, как память, то есть желательно их полностью разрядить и только потом включать зарядку, иначе ёмкость аккумулятора и способность отдавать ток со временем уменьшается.
Если статьи сохранились, то очень интересно было бы почитать, да и на сайте можно разместить...
У меня сохранились только то, что я готовил для журнала тексты в Ворде и отдельно рисунки, причем самые нужные в формате CorelDRAW11. В инете я нашел ссылки на первые две статьи. Они обзорные. http://www.ra-electric.ru/publication/Production%20and%20resources/prod8.htm http://www.electrician.com.ua/magazine/view548.html Последняя статья, она наиболее полезна в данном случае, "О некоторых особенностях монтажа ветрогенератора Aero4gen на крейсерских яхтах" напечатана в "Электрике" №5/2009г. Найду дам ссылку
Прочитал, интересно. Только вот вопрос, каков КПД от этого ветрогенератора, если регулирование напряжения происходит с помощью нагрузочного резистора, греющего воздух? Последовательный регулятор то чем хуже? Ведь его (регулятора) задача только подзаряжать аккумулятор?
Только вот вопрос, каков КПД от этого ветрогенератора, если регулирование напряжения происходит с помощью нагрузочного резистора, греющего воздух? Последовательный регулятор то чем хуже? Ведь его (регулятора) задача только подзаряжать аккумулятор?
Напряжение на аккумуляторе не должно превышать 14,4 В. Регулятор во втором варианте схемы начинаяет срабатывать при подходе к этому значению - порог срабатывания 14,2 В. Это при исправном аккумуляторе возможно только в двух случаях: аккумулятор заряжен и/или при штормовом (или близком к нему) ветре. В последнем случае желательно подтормаживать ветрогенератор (иначе он пойдет в разнос), что и делает регулятор шунтового типа. В этом режиме кпд не важен. Это главное отличие реле-регулятора для ветрогенератора от автомобильного реле-регулятора.
Пост N: 614
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 14.03.10 09:11. Заголовок: Почитал про аккумуля..
Почитал про аккумуляторы Li-Ion http://www.ixbt.com/mobile/battery-charge.html Оказывается не всё так просто с зарядкой таких аккумуляторов. У меня есть один такой, на нём написано 3,7 V / 700 mAh
цитата:
в установке значения напряжения прекращения заряда, для Li-ion аккумуляторов изготовители очень строго подходят к выбору этого напряжения. Порог напряжения прекращения заряда для Li-ion аккумуляторов 4.10 В или 4.20 В, допуск на установку для обоих типов + - 0.05 В на элемент.
Меры предосторожности: Никогда не пытайтесь заряжать литиевые батарейки! Попытка зарядить эти аккумуляторы может вызывать взрыв и воспламенение, которые распространяют ядовитые вещества и могут причинить повреждения оборудованию.
Задумался, честно говоря, от такого предупреждения
Все, что написано мной в этой теме, относится к кислотным (свинцовым) аккумуляторам с рабочим напряжением 12 В. Все эксперименты проводились с необслуживаемым 12-вольтовым аккумулятором фирмы Бош емкостью 180 Ач. Другие типы аккумуляторов заряжать от ветрогенератора непосредственно не приходилось. Для зарядки батарей для мобильников на яхте имеется несколько зарядных устройств (для разных марок телефонов), автомобильного типа, работающих от бортовой сети 12 В, которые включаются в разъем прикуривателя.
Пост N: 618
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 14.03.10 20:32. Заголовок: По поводу выбора акк..
По поводу выбора аккумулятора для экспериментов с "базой" всё-же думаю лучше выбрать NiMH акуумуляторы (бережёного Бог бережёт, а то мало ли - в экспериментах с нуля ошибки возможны). Батарею из 3-х мизинчиковых элементов.
Сегодня набросал несколько вариантов схем, но пока всё "сырое", да и аккумуляторы надо купить. Те что есть сейчас уже старые, две - пары разных, обычным зарядным не заряжаются уже.
На мой взгляд надо начинать с электрогенератора для ветрогенератора. Надо проверить его ЭДС на разных оборотах. После того, как мы восстановили электрогенератор ветрогенератора AERO4GEN, мы его проверили именно так, закрепив ротор генератора в патроне токарного станка. Это позволило получить малые обороты. По величине ЭДС без нагрузки, а затем и с нагрузкой, можно судить о том сколько и каких аккуммуляторов можно и нужно включить для подзарядки и только затем приобретать их.
Пост N: 627
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 14:27. Заголовок: Генератор уже провер..
Генератор уже проверял, не по всем параметрам правда. Можно расчитывать как минимум на ток 50 мА (возможно и до 100 мА) при напряжении 10 вольт (это уже после выпрямителя)
Аккумуляторы приобрёл:
Для экспериментов нужно, чтобы всё было по возможности миниатюрным, так как иногда на работе - иногда дома занимаюсь. Туда сюда приходится носить железки.
Напряжение этой батареи 3,87 вольта. Аккумуляторы NiMH (это насколько понимаю никель - металл гидридные или что то другое значит?)
Уточнил - никель - металл гидридные. У них при достижении полной зарядки можно отследить снижение напряжения
цитата:
Метод дельта V заряда.
Это наилучший и, пожалуй, основной метод быстрого заряда NiCd и NiMH аккумуляторов для сотовых телефонов. Сущность метода заключается в измерении изменения напряжения на аккумуляторе для определения (фиксирования) момента полного заряда и необходимости его прекращения.
Если измерять напряжение на выводах аккумулятора во время заряда постоянным током, то можно заметить, что напряжение сначала медленно повышается, а в точке полного заряда будет кратковременно уменьшаться. Величина уменьшения небольшая, примерно 15 - 30 мВ на элемент для NiCd и 5 - 10 для NiMH, но явно выражена. Этот небольшой спад напряжения и принимается за критерий прекращения заряда. Кроме того, метод дельта V заряда почти всегда сопровождается измерением температуры, что обеспечивает дополнительный критерий оценки степени заряда аккумулятора (а для верности зарядные устройства для больших аккумуляторов высокой емкости обычно имеют кроме этого и таймеры безопасности).
Ёмкость 800 мАч, то есть ток заряда может быть 80 мА в течение 10 часов, либо 160 мА в течение 5 часов. Если контролировать этот ток, то можно отследить ёмкость аккумулятора в ампер-часах.
Пока вопрос - измерять напряжение на аккумуляторах нужно во время, когда они отключены от зарядного тока и работают на слабую нагрузку или когда заряжаются?
Так - же нужно отследить падение напряжения при достижении полной ёмкости. Для данного типа аккумуляторов 3 штуки по 5 мВ на элемент 15 милливольт - наихудший случай - возможно и до 30 мВ будет снижение дельта V.
Пост N: 629
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 15:04. Заголовок: По выбору МК для баз..
По выбору МК для базовой схемы. Подумываю о том, чтобы взять 40-ка ноговый PIC16F874A - у него 8 входов АЦП. Хотя есть и 28-ми ноговый PIC16F876A с 5-ю входами АЦП. Предпочтительнее наверное сразу сделать с запасом по контролируемым каналам, потом и урезать можно, если окажется не нужным.
Пока вопрос - измерять напряжение на аккумуляторах нужно во время, когда они отключены от зарядного тока и работают на слабую нагрузку или когда заряжаются?
Думаю, что все измерения надо производить в ПРОЦЕССЕ заряда (именно тогда будет происходить "снижение дельта V"). Всё,что я писал выше про напряжения на кислотном аккумуляторе измерялось в процессе заряда. Обратите внимание также на работу зарядки сотовых телефонов. По окончании зарядки, зарядное устройство (и/или цепи зарядки и питания внутри мобильника) переходит, в так называемый, режим сохранения. kaligraf пишет:
цитата:
Подумываю о том, чтобы взять 40-ка ноговый PIC16F874A - у него 8 входов АЦП. Хотя есть и 28-ми ноговый PIC16F876A с 5-ю входами АЦП.
Думаю, что для всех возможных модификаций с головой хватит PIC16F876A. Да и дешевле это (наверное).
измерять напряжение на аккумуляторах нужно во время, когда они отключены от зарядного тока и работают на слабую нагрузку или когда заряжаются?
Конечно, можно с помощью контактов реле перекидывать АКК от цепи зарядки на нагрузочный резистор и в этот момент измерять напряжение на немkaligraf пишет:
цитата:
Подумываю о том, чтобы взять 40-ка ноговый PIC16F874A
Ну это зависит от Вашей фантазии, с прицелом на будущее. kaligraf пишет:
цитата:
Ёмкость 800 мАч, то есть ток заряда может быть 80 мА в течение 10 часов, либо 160 мА в течение 5 часов. Если контролировать этот ток, то можно отследить ёмкость аккумулятора в ампер-часах.
Боюсь, что здесь не всё так просто, практически экспериментируя (с учётом температуры окруж.среды, типа аккумуляторов, и т.д.) можно подсчитать некую эмпирическую формулу. Уже с её учётом можно выводить в процентном соотношении оставшуюся величину ёмкости аккумуляторов на индикацию.
Боюсь, что здесь не всё так просто, практически экспериментируя (с учётом температуры окруж.среды, типа аккумуляторов, и т.д.) можно подсчитать некую эмпирическую формулу. Уже с её учётом можно выводить в процентном соотношении оставшуюся величину ёмкости аккумуляторов на индикацию.
Мне кажется, что намного удобней следующий алгоритм: 1. зарядить аккумуляторную батарею (далее АБ) полностью зарядным устройством от сети; 2. затем измерять расход энергии и подзаряд АБ в ампер-часах (Ач); 3. по знаку ("+" - заряд, "-" - разряд) и значению показаний (Ач) судить о состоянии АБ.
Пост N: 190
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Горно-Алтайск
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 17:07. Заголовок: Bigor пишет: Мне ка..
Bigor пишет:
цитата:
Мне кажется, что намного удобней следующий алгоритм: 1. зарядить аккумуляторную батарею (далее АБ) полностью зарядным устройством от сети; 2. затем измерять расход энергии и подзаряд АБ в ампер-часах (Ач); 3. по знаку ("+" - заряд, "-" - разряд) и значению показаний (Ач) судить о состоянии АБ.
Опыта в этом деле у меня не много, поэтому наверное чего-то не до понимаю. 1 Как определить, что батарея заряжена полностью (Именно до Х Ач). Ведь это зависит от кучи параметров 2. Как измерять расход энергии в Ач (например, измерили ток в опред. момент времени, оцифровали и сохранили, когда проводить следующее измерение И что может произойти с величиной тока в момент когда его не измеряли, загадка. Нагрузка ведь может изменяться. Как при этом параллельно подзаряжать АБ, Откуда нагрузка будет "сосать" тока больше или меньше с зарядника или АБ 3. Вообще ничё не понял. По направлению тока судить о процессе (заряд-разряд). Сколько же надо входов АЦП, а ведь их надо последовательно опрашивать, после чего кучу времени надо на обработку этих значений В общем вопросов куча.
Пост N: 99
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 18:30. Заголовок: wws63 пишет: 1 Как ..
wws63 пишет:
цитата:
1 Как определить, что батарея заряжена полностью (Именно до Х Ач). Ведь это зависит от кучи параметров
Это можно и нужно делать в процессе заряда. Для кислотных АБ (12 В) методика такая: заряжать АБ током 0,1С (С - ёмкость АБ), когда напряжение на АБ достигнет 14,3 - 14,4 В, следует уменьшить ток заряда, отслеживая напряжение на АБ и заряжать его меняя ток так, чтобы это напряжение было приблизительно 14,2 В, когда ток заряда будет близок к 0, АБ следует считать заряженной. Для АБ других типов методики иные. см., что пишет kaligraf про некоторые щелочные АБ:
цитата:
Так - же нужно отследить падение напряжения при достижении полной ёмкости. Для данного типа аккумуляторов 3 штуки по 5 мВ на элемент 15 милливольт - наихудший случай - возможно и до 30 мВ будет снижение дельта V.
wws63 пишет:
цитата:
Как измерять расход энергии в Ач (например, измерили ток в опред. момент времени, оцифровали и сохранили, когда проводить следующее измерение И что может произойти с величиной тока в момент когда его не измеряли, загадка. Нагрузка ведь может изменяться.
Это вопрос, на который я пока не могу дать ответ (не хватает квалификации), но как-то же работают цифровые счетччики электроэнергии? wws63 пишет:
цитата:
Как при этом параллельно подзаряжать АБ, Откуда нагрузка будет "сосать" тока больше или меньше с зарядника или АБ 3. Вообще ничё не понял. По направлению тока судить о процессе (заряд-разряд). Сколько же надо входов АЦП, а ведь их надо последовательно опрашивать, после чего кучу времени надо на обработку этих значений В общем вопросов куча.
Главное назначение системы - обеспечить оптимальное питание потребителя. АБ выполняет функцию буфера-накопителя. Откуда нагрузка будет "сосать" тока больше или меньше абсолютно всеравно, а вот состояние АБ очень важно. Входов АЦП надо два: один для измерения напряжения на АБ, а второй для измерения тока АБ, точнее напряжения с датчика тока, который включается последовательно с АБ.
Пост N: 191
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Горно-Алтайск
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 19:15. Заголовок: Bigor пишет: Это во..
Bigor пишет:
цитата:
Это вопрос, на который я пока не могу дать ответ (не хватает квалификации), но как-то же работают цифровые счетччики электроэнергии?
Скорее всего делается так: Один раз за отрезок времени проводится измерение и полученный результат, считается одинаковым для всего отрезка времени. Пусть даже ток уменьшился/увеличился, в любой другой момент будет наоборот, в общем маленькая погрешность и в масштабах страны она пренебрежительно мала Bigor пишет:
цитата:
считать заряженной.
Про это дело я читал, как впрочем и то, что эта величина (ёмкость) будет условной. Ведь в зависимости от таких факторов как состояние(качество) АБ, окруж.среда и т.д. зависит и ёмкость АБ. В общем у меня есть подозрение, что "попыхтев" можно вывести красиво на индикаторы цифры якобы ёмкости АБ, которые будут иметь погрешность и моментами довольно большую (10-20%) Здесь надо подумать немножко и учесть все возможные неприятности
Пост N: 631
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 19:58. Заголовок: По общей схеме, всё ..
По общей схеме, всё таки решил работать с "большим запасом" Контроллер PIC16F874A на частоте 20 МГц Плюс генератор на часовом кварце на TMR1 - в перспективе для режима сна и отсчёта саморазряда батареи при отключенном устройстве Плюс динамическая индикация для начала 4 разряда, хотя для удобства наверное даже лучше все 8 взять(нравятся мне 7-ми сегментиники)
В общем фонарик будет с 40 пиновым процессором на 20 Мгц
Пост N: 100
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 20:40. Заголовок: wws63 пишет: Один р..
wws63 пишет:
цитата:
Один раз за отрезок времени проводится измерение и полученный результат, считается одинаковым для всего отрезка времени.
Я догадывался об этом. Этот способ известен из интегрального исчисления, но я пока не готов использовать его при написании программы (с этим есть пока проблемы). wws63 пишет:
цитата:
В общем у меня есть подозрение, что "попыхтев" можно вывести красиво на индикаторы цифры якобы ёмкости АБ, которые будут иметь погрешность и моментами довольно большую (10-20%) Здесь надо подумать немножко и учесть все возможные неприятности
Емкость АБ зависит в первую очередь от марки АБ. В программе, возможно, в предварительных установках, следует записывать в память данных паспортную емкость АБ, с которой работает устройство.
. Схема проверки чего? Какова цель проверки? Я так понял это схема проверки светодиода. kaligraf пишет:
цитата:
Плюс динамическая индикация для начала 4 разряда, хотя для удобства наверное даже лучше все 8 взять(нравятся мне 7-ми сегментиники)
В моем случае тоже важен светодиодный семисегментный индикатор (в яхте темно). А вот количество разрядов это вопрос. Я вижу два режима индикатора (как минимум). Первый: индикация напряжения на АБ и ее тока (с учетом знака). Второй: индикация накопленного заряда в ампер-часах. Так что индикатор должен быть минимум 6-ти разрядным.
Отправлено: 15.03.10 22:03. Заголовок: Bigor пишет: Так чт..
Bigor пишет:
цитата:
Так что индикатор должен быть минимум 6-ти разрядным.
Минимально можно сделать 3 разряда. Просто каждые 2-5 сек переключать индикатор на индикацию другой величины. Можно светодиодом режим показывать для индикации, можно точкой (точками) на индикаторе, и т.п. С переключением удобно, во первых видишь, что мк не завис, + экономия . kaligraf пишет:
цитата:
В общем фонарик будет с 40 пиновым процессором на 20 Мгц
Нормальный фонарик, а то потом и не хватит ресурсов для других целей. И быстро можно перейти 877А 8кб Завтра захочется , чтобы информация шла в центральную диспетчерскую на ПК по беспроводке. Или еще, что-то в этом роде. Контроль, чтобы аккумулятор не унесли, контроль за состоянием оборудования. И уже монстр вырисовывается. wws63 пишет:
цитата:
Пусть даже ток уменьшился/увеличился, в любой другой момент будет наоборот, в общем маленькая погрешность и в масштабах страны она пренебрежительно мала
Можно делать, например 10 измерений, потом усреднять (средне арифметическое) и выводить на индикацию. Можно несколько измерений уже средне арифметических, еще раз подвергнуть корреляции. У получаемого результатата существенно убирается погрешность.
Пост N: 102
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.10 22:49. Заголовок: MAZ пишет: Можно де..
MAZ пишет:
цитата:
Можно делать, например 10 измерений, потом усреднять (средне арифметическое) и выводить на индикацию.
У нас в дискуссии возникла иная проблема - проблема измерения заряда в ампер-часах. Если цикл измерения тока I равен T, то заряд q=T(I1+I2+I3+...+In). Мне кажется, что это основной параметр, который должен выводиться на индикатор. Хотелось бы оценить точность этой процедуры.
Отправлено: 16.03.10 00:26. Заголовок: А как понять "ци..
А как понять "цикл измерения". Период, время? I1....In это что? из викепидии "Величину в ампер-часах можно перевести в системную единицу измерения заряда — Кулон. Поскольку один кулон равен А·с, то, переведя часы в секунды, получаем, что один ампер-час будет равен 3600 Кулон." Т.е. измерив Кулон, а по всей видимости q это он и есть. Можно поделить на 3600, узнаем сколько ампер часов. Это смотрели? http://www.irls.narod.ru/bp/zar/emk.htm Помоему, как основа, просто хорошо.
Пост N: 103
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 00:47. Заголовок: MAZ пишет: А как по..
MAZ пишет:
цитата:
А как понять "цикл измерения". Период, время?
Наверно, правильнее назвать это "периодом измерения" или "периодом выборки". MAZ пишет:
цитата:
I1....In это что?
I1 - это 1-е измерение (выборка) тока, I2 - второе измерение (выборка) тока, In - энное измерение (выборка) тока. В моем предыдущем посте несколько исказилась формула. Она должна выгнлядеть так: q=T(I1+I2+I3+...+In), где I1....In измеряется в Амперах, Т - в часах, а q - в ампер-часах
Все о чем мы думали реализовано на PIC16F676. Как по мне один недостаток - ЖК-индикатор, необходимо продумывать подсветку. Для Вашей идеи есть еще один недостаток - не работает при питании менее 7 В, а как основа для размышлений просто прелесть
Пост N: 632
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 02:03. Заголовок: Посмотрел по ссылке ..
Посмотрел по ссылке (когда-то я уже это видел). Алгоритм подсчёта ампер-часов описан. Но мне кажется, что он довольно приблизетельный, и как Валерий сказал может дать и 20 % ошибку. Хотя начать можно и с него.
Встроенные "неостановимые" часы понадобятся, по ним и отмерять заряд/разряд в соответствии с измереным током. Во всех мобильниках часики присутствуют - считают видимо этот самый заряд и разряд.
По поводу питания - контроллер не разогнать до 20 МГц от 3,6 вольт(пока мой случай с низковольтной батарейкой), так же нужно решить вопрос с опорным напряжением для АЦП. Предполагаю добавить в схему умножитель напряжения, но пока неясно удастся ли вообще стартовать МК с 20 МГц кварцем от батарейки. Нужно поэкспериментировать. По поводу опорного напряжения, у меня есть LM2936-Z5. Можно ею питание застабилизировать после умножителя. Есть так-же TL431. Можно и её использовать. Динамическую индикацию на 20 МГц - потянет легко, хоть 16 разрядов, поэтому можно сделать 8 разрядов на сверхярких LED. Это как возможная база для любых портативных устройств, да хоть то-же частотомер. С 12 вольтами ещё проще - никаких умножителей не нужно. Есть минус в этих МК - в них нет настраиваемого ИОН. Придётся ещё резисторы поискать с хорошей термостабильностью.
Пост N: 633
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 02:10. Заголовок: Смонтировал на макет..
Смонтировал на макетке нагрузку из 5-ти светодиодов от фонариков зажикалок. При 3,6 вольта кушает около 80 мА. В общем аккумулятор такая нагрузка часов за 10 обнулит.
- контроль состояния аккумулятора, то есть ёмкости оставшегося заряда в ампер/часах
Не стоит забывать, что емкость В А/ч величина довольно условная и нелинейно зависит от тока разряда. Производитель должен указывать на какой временной цикл разряда нормирована емкость. То есть если на элементе написано 800мА/ч, то это не значит, что он в течении часа будет выдавать ток 800мА. Стартерные Акб нормируются на 20 часовой цикл разряда, на сколько мне известно. На счет NiMh не могу сказать, скорее всего придется проводить опыты, что бы примерно представлять на сколько хватит батареи при текущем токе разряда.
Не стоит забывать, что емкость В А/ч величина довольно условная и нелинейно зависит от тока разряда.
И я о том же. Не подумайте, что "вот докопался" kaligraf попробуйте следующее. Зарядите аккумулятор так как указано в документации и попробуйте получить необходимый результат время разряда равно ёмкость делённая на ток. Потом повторите такую процедуру после недели эксплуатации АБ. Будут ли отличия? А если с учётом температуры окр.среды? Но и это бы ничего. Главное - что же будет означать на индикаторах оставшаяся ёмкость АБ - сколько осталось до полного разряда батареи. Но ведь пользователя интересует работоспособность устройства, которое может уже и не работать при напряжении АБ, соответствующей какой-то оставшейся ёмкости, например 9в (12в -норма) Что даст такая индикация? Может есть смысл отображать на линейке цветных светодиодов какую то другую величину
Посмотрел по ссылке (когда-то я уже это видел). Алгоритм подсчёта ампер-часов описан. Но мне кажется, что он довольно приблизительный, и как Валерий сказал может дать и 20 % ошибку. Хотя начать можно и с него.
Нашел еще один дефект этой схемы, точней программы. Суть его в том, что в этой программе идет усреднение выборок тока за 1 минуту, что вполне подходит для СЕТЕВОГО зарядного устройства и не подходит совсем для системы с ВЕТРОГЕНЕРАТОРОМ, т.к. ветер может менятся несколько раз в минуту и можно не отловить эти изменения. kaligraf пишет:
цитата:
По поводу питания - контроллер не разогнать до 20 МГц от 3,6 вольт(пока мой случай с низковольтной батарейкой), так же нужно решить вопрос с опорным напряжением для АЦП. Предполагаю добавить в схему умножитель напряжения, но пока неясно удастся ли вообще стартовать МК с 20 МГц кварцем от батарейки. Нужно поэкспериментировать. По поводу опорного напряжения, у меня есть LM2936-Z5. Можно ею питание застабилизировать после умножителя. Есть так-же TL431. Можно и её использовать.
. Здесь у Вас может возникнуть проблема с питанием, т.к. емкость Вашей батареи мала и невелика мощность генератора. Контроллер с обвязкой будет не столько контролировать заряд-разряд, как отбирать энергию системы уменьшая заряд АБ.
Пост N: 107
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 11:06. Заголовок: wws63 пишет: Но вед..
wws63 пишет:
цитата:
Но ведь пользователя интересует работоспособность устройства, которое может уже и не работать при напряжении АБ, соответствующей какой-то оставшейся ёмкости, например 9в (12в -норма) Что даст такая индикация? Может есть смысл отображать на линейке цветных светодиодов какую то другую величину
Кислотные АБ не рекомендуется использовать при напряжении менее 1,7 В на банку (т.е. 10,2 В на всю 12-вольтовую АБ). Напряжение 9,7 В считается глубоким разрядом. Многие модели кислотных АБ начинают разрушатся, хотя существуют АБ допускающие глубокий разряд (Deep Discharge)
Да это же так к примеру, пусть будет 10,5в, смысл то не изменился. Вот представьте, установлен АБ ёмкостью 45А/ч ( в память МК загнали), заходит пользователь и смотрит на индикацию, а там -12,2 Классно, теперь можно в голове переварить, а сколько это в процентах или других представлениях и на сколько чего хватит. Это к вопросу об отображаемой величине (её типе или виде) Второе, все или почти все сталкиваются с автомобильными АБ. Все знаем, как изменяется ёмкость со временем, погодой и т.д., не буду повторяться. И вот живой пример, индикатор на АБ зелёный, машина не заводится, после замены АБ выясняется , что он почти дохлый, хотя без нагрузки 12,5в (у соседа в эту зиму была такая ситуация, сидели и гадали, может масло замёрзло. Поставили другой АБ, и всё заработало как часики) Это к вопросу о "тяжёлом чёрном ящике" с двумя клеммами и что может быть у него внутри после зарядки.
Пост N: 135
Зарегистрирован: 03.09.08
Откуда: Россия, г.Иркутск
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 15:43. Заголовок: wws63 пишет: АБ зел..
wws63 пишет:
цитата:
АБ зелёный, машина не заводится, после замены АБ выясняется , что он почти дохлый, хотя без нагрузки 12,5в (у соседа в эту зиму была такая ситуация, сидели и гадали, может масло замёрзло. Поставили другой АБ, и всё заработало как часики)
Часто еще люди ошибочно думают, что емкость в А/ч написанная на батарее, это единственное на что следует обращать внимание, при покупке например.
wws63 пишет:
цитата:
Вот представьте, установлен АБ ёмкостью 45А/ч ( в память МК загнали), заходит пользователь и смотрит на индикацию, а там -12,2
Да, пожалуй самый наглядный способ показать разряд это проценты или деления.
В любом случае, батарею придется тестировать, то есть разряжать разными токами и смотреть время разряда, напряжение на батарее при разряде, тогда уже можно будет говорить о какой-то точности измерения емкости.
Пост N: 195
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Горно-Алтайск
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 16:40. Заголовок: MAZ пишет: Но для ч..
MAZ пишет:
цитата:
Но для чистоты эксперимента, нужна калибровка конкретной батареи. Осталось подумать как это сделать.
Допустим придумали. Но тогда придётся калибровать АБ не только при замене, но и проводить контрольную калибровку через определённое время эксплуатации. АБ ведь тоже не вечная Когда то давно, по работе требовалось использовать автономные источники питания. При этом доступ для их замены был один раз в неделю. Эксперименты и последующая практическое применение показали, что для гарантированной работы устройства (а это был радиопередатчик) требовалось использовать ёмкость на 60% превышающую расчётную (ёмкость/ток потребления) Это факт.
Пост N: 634
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 16:43. Заголовок: MAZ пишет: Но для ч..
MAZ пишет:
цитата:
Но для чистоты эксперимента, нужна калибровка конкретной батареи. Осталось подумать как это сделать.
Эту работёнку и нужно возложить на контроллер. То есть контролировать несколько циклов разряд/заряд от и до, с мониторингом и фиксацией результатов. Контроллеру же и поручить выбрать наиболее близкое к истине значение ёмкости самой батареи и режимы по токам и длительностям заряда/разряда. Может быть имеет смысл и термодатчик применить, или хотя бы заложить его в схему на будущее.
Пост N: 290
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: Россия, г.Уфа
Рейтинг:
1
Отправлено: 16.03.10 19:18. Заголовок: Может я здесь что то..
Может я здесь что то пропустил или не понял. Просто есть мысли, задумки, хочу высказаться. Может пригодятся.
Допустим есть три аккумулятора 12V: новый 55 Ач; новый 600 мАч; полудохлый 55 Ач с остаточной емкостью 0,6 Ач;
Для усложнения, пусть они будут частично заряжены (неопределенно) Как умному заряднику отличить их?
Боюсь, что повышая минимальный зарядный ток, мы или ничего не узнаем или выведем из строя новый аккумулятор.
Заряжать по напряжению тоже опасно. т.к. мы не знаем оптимального напряжения. Для всех трех аккумуляторов оно может быть разным.
Очевидно, для начала необходимо определить остаточную емкость. Но даже зная ее и установив ток заряда 0,1 емкости, есть вероятность порчи аккумулятора, если не знать максимальное напряжение заряженного аккумулятора.
Выглядит всё ужасно Но есть кое что в запасе и хорошего.
Кратковременно нагрузив аккумулятор можно узнать его внутреннее сопротивление и нагрузочную способность. При этом измеряют напряжение при постоянном сопротивлении. Проблема только в том, что ток и нагрузочное сопротивление для разных аккумуляторов должно быть разным. Значит замерять на постоянном сопротивлении нельзя. Значит сопротивление должно быть переменным. Еще одним недостатком является то, что при замере теряется энергия на нагрев т.е. на ветер, Что при зарядке от ветрогенератора не очень приятно. Значит, желательно возвращать энергию в цепь зарядки.
Все это очень напоминает индуктивную нагрузку. Нельзя ли коротнуть аккумулятор на индуктивность, замеряя при этом ток и напряжение? По достижении необходимых параметров, цепь разорвать и накопленная индуктивная энергия возвратится диодами в цепь зарядки (на конденсатор или непосредственно на аккумулятор).
Еще одним плюсом такого метода является востановительный эффект (для старых аккумуляторов и профилактический для новых) как при зарядке аккумуляторов ассиметричным током (1:20 тока разряда к току заряда) или импульсным током (1:10 тока разряда к току заряда при отношении длительностей 1:2)
Интересно, можно ли зная полученные параметры просчитать способность к зарядке. Такой параметр как "способность к зарядке" здорово пригодился бы для: оределения............. много чего.
Извините, если опять я не в тему и проявите снисходительность неучу
Отправлено: 16.03.10 19:21. Заголовок: wws63 пишет: но и п..
wws63 пишет:
цитата:
но и проводить контрольную калибровку через определённое время эксплуатации.
Да хоть, каждые 2 час, контроллеру не все равно. Необходимо определить алгоритм этой работы. А вот в теме акумуляторов я не силен. Либо рыть интернет, либо, что намного лучше, провести эксперименты. Photographer пишет:
цитата:
и проявите снисходительность неучу
Скромность хорошо, особенно после двухстраниц конкретных размышлений.
Допустим есть три аккумулятора 12V: новый 55 Ач; новый 600 мАч; полудохлый 55 Ач с остаточной емкостью 0,6 Ач;
Для усложнения, пусть они будут частично заряжены (неопределенно) Как умному заряднику отличить их?
Зачем это может понадобиться? Мне кажется тут речь идет не об универсальном заряднике любых батарей, а о системе контроля заряда/разряда какой то конкретной, наперед заданной батареи.
а о системе контроля заряда/разряда какой то конкретной, наперед заданной батареи.
Управление и принципы могут быть одинаковые, а силовые элементы разные. В любом случае разрабатывают на какой то диапазон параметров. В том числе, уникальной особенностью устройства может быть и большой диапазон параметров. Часто производители выпускают дорогие модели (например видеокарты) и урезанные версии, причем на той же элементной базе. Иногда достаточно поменять прошивку или снять перемычку.
Мне кажется тут речь идет не об универсальном заряднике любых батарей, а о системе контроля заряда/разряда какой то конкретной, наперед заданной батареи.
Совершенно верно. Уточню, что речь шла изначально о любой батарее (АБ). Photographer пишет:
цитата:
Боюсь, что повышая минимальный зарядный ток, мы или ничего не узнаем или выведем из строя новый аккумулятор.
Заряжать по напряжению тоже опасно. т.к. мы не знаем оптимального напряжения. Для всех трех аккумуляторов оно может быть разным.
Это не совсем так ранее я уже описывал методику. Bigor пишет:
цитата:
Для кислотных АБ (12 В) методика такая: заряжать АБ током 0,1С (С - ёмкость АБ), когда напряжение на АБ достигнет 14,3 - 14,4 В, следует уменьшить ток заряда, отслеживая напряжение на АБ и заряжать его меняя ток так, чтобы это напряжение было приблизительно 14,2 В, когда ток заряда будет близок к 0, АБ следует считать заряженной. Для АБ других типов методики иные.
Пост N: 635
Зарегистрирован: 19.07.07
Откуда: Россия, Челябинская обл.
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 20:51. Заголовок: Ещё один момент в го..
Ещё один момент в голову пришёл. При отключении основного аккумулятора от устройства - можно отследить этот момент и соответственно при подключении аккумулятора на место, вновь назначить тестирование. Плюс, наверное надо будет обеспечить непрерывность хода встроенных в программу часов, применив ещё одну дополнительную батарейку, например ту-же CR2032.
Пост N: 294
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: Россия, г.Уфа
Рейтинг:
1
Отправлено: 16.03.10 21:16. Заголовок: Я помню, но Bigor пи..
Я помню, но Bigor пишет:
цитата:
1. зарядить аккумуляторную батарею (далее АБ) полностью зарядным устройством от сети;
Микроконтроллеру это не доступно. По крайней мере, пока не ввести паспортную емкость (к тому же изначально не точную) Bigor пишет:
цитата:
2. затем измерять расход энергии и подзаряд АБ в ампер-часах (Ач); 3. по знаку ("+" - заряд, "-" - разряд) и значению показаний (Ач) судить о состоянии АБ.
Это тоже не совсем так. Надо еще учитывать саморазряд АБ. Саморазряд может сильно отличаться на разных экземплярах, при разных температурах, при разной степени заряженности. Слишком много параметров. Все таки считаю, что "мгновенное" измерение нагрузочной способности позволит точнее судить о состоянии АБ любого типа и в любом состоянии. А несколько таких замеров позволят узнать истинную емкость АБ.
Мне понравилось про падение напряжения на несколько милливольт на перезаряженной АБ. Это может быть связано с повышением температуры и с выделением газов.... и необратимыми процессами.
Кстати - реплика. Некоторые путают нагрузочную способность и ёмкость АБ. На самом деле, на холодной АБ падает нагрузочная способность, но ни как не ёмкость. Например, достаточно отогреть АБ и машина заведется и не раз.
Пост N: 109
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 16.03.10 21:38. Заголовок: Photographer я непра..
Photographer я неправильно ввел свою цитату потом изменил, но Вы цитировали мой пост в первой редакции. Прочтите его опять, пожалуйста. Прошу прощения за эту ошибку
Прочитал, все верно. Только как узнать ёмкость АБ? Если использовать паспортную (так обычно и делают), то можем просто добить старую АБ. Однако сульфатизированные АБ можно долго использовать в щадящем режиме для некоторых нужд. И даже успешно востановить до заводских параметров. Почему же так не делают? Делают. Просто эти режимы не предусмотрены в автомобилях. Там тупой зарядник, вот и всё.
Прочитал, все верно. Только как узнать ёмкость АБ? Если использовать паспортную (так обычно и делают), то можем просто добить старую АБ.
Если АБ сульфатизирована не сильно, то током 0,1С, где С номинальная (паспортная) емкость, ее недобьешь, если напряжение на АБ не превышает 14,4 В. По поводу сульфатизированных АБ. В каком-то буржуйском журнале встречал статью с описанием десульфатирующего устройства на 555-том таймере и мощном полевике (кажется). Устройство питается от десульфатируемого аккумулятора и вырабатывает импульсы поступающие прямо на клеммы АБ и разбивающие кристаллы сульфата свинца. Химия процесса там вроде бы описана, а вот методика не очень. Язык английский. Чувствую, что надо делать, т.к. у сына в грузовике АБ дрянь (2 шт. сеть 24 В).
Пост N: 299
Зарегистрирован: 18.11.08
Откуда: Россия, г.Уфа
Рейтинг:
1
Отправлено: 17.03.10 07:46. Заголовок: Понравилось? Надо же..
Понравилось? Надо же! Может и пригодится.
Мне понравилось шаманство с Трилоном Б. Тетранатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты - как "Отче наш". В классической (серебряной) цветной фотографии применяется. По идее, должен применяться в стиральных порошках. Особенно для "автоматов". Или даже отдельно для снятия накипи (нерастворимых солей)
Пост N: 13
Зарегистрирован: 12.01.09
Откуда: Россия, Новосибирск
Рейтинг:
0
Отправлено: 17.03.10 07:46. Заголовок: Доброго всем времени..
Доброго всем времени суток! На работе для контроля состояния, зарядки, тренировки литиевых и металл-гидридных акуумуляторов пользуемся анализатором батарей Cadex. Отличный прибор c большим количеством режимов и настроек параметров заряда/разряда. Может кому-нибудь пригодистя небольшая подборка информации: http://www.cadex.ru/articles.html - тут есть неплохая подборка статей по АКБ. http://www.cadex.com/_downloads/_support/C7x00%20User%20Manual-Rev11.pdf - англоязычный мануал на прибор http://battery.newlist.ru/ http://www.atk.ru/upload/files/akkum.pdf
mindhunter Спасибо за информацию! Почитал - постепенное прояснение вопроса происходит. Получается нужно заложить в контроллер часть функций анализатора батарей.
Я просмотрел быстренько ее, написана вроде бы грамотно. Думаю взяться за изготовление зарядника для NiMH, NiCd батарей. Те зарядники, что сейчас продается в магазинах за умеренные деньги, не способствуют долговечности аккумуляторов. Но пока еще не ясно как лучше их заряжать. Током 0.1С оказывается не рекомендуется.
Никто ещё не знает как лучше заряжать аккумуляторы. Не только NiMH и NiCd но и все другие. У каждого автора своя теория правильной зарядки. Это наверное одна из "загадок природы". Электрохимия. Здесь нужно разбираться на атомарном уровне. А кто разберётся? Так, в общих чертах знают и представляют весь процесс. А чтобы досконально............
Пост N: 14
Зарегистрирован: 12.01.09
Откуда: Россия, Новосибирск
Рейтинг:
0
Отправлено: 28.03.10 09:08. Заголовок: Ну, на самом деле пр..
Ну, на самом деле производитель наверняка знает, как лучше заряжать свои аккумуляторы, и так чтобы они жили долго и чтобы емкость держали, только не всегда об этом говорит. Случай из жизни: принесли бук в ремонт, проблемы с батареей. Внутри вот такие аккумы: http://www.evva-tech.com/en/products01.asp?pid=69 Большинство производителей не рекомендует LI-ION разряжать ниже 3 вольт, однако для этих 2.75.
Ну, на самом деле производитель наверняка знает, как лучше заряжать свои аккумуляторы, и так чтобы они жили долго и чтобы емкость держали, только не всегда об этом говорит.
Соглашусь, кстати использование специальных микросхем, например от Texas Instruments позволяет сделать очень хороший зарядник для NiMH и NiCd аккумуляторов, но мне пока не очень охота их применять, думаю можно сделать что то подобное и на МК
Привет Всем! Хочу поделиться тем, как трактуют тему кислотной аккумуляторной батареи японцы. С практикой сходство 100%, проверял лично и неоднократно. Наиболее важным моментом в обращении с аккумуляторной батареей является предотвращение предельной разрядки. Чем сильнее разряжать батарею, тем меньше она прослужит. Примерный уровень разрядки можно узнать, измерив плотность электролита. Плотность электролита полностью заряженной батареи составляет 1,28 при температуре 20 градусов. К слову добавлю, что самым достоверным критерием окончания зарядки батареи - это прекращение роста плотности в процессе зарядки. Реально измеренная плотность должна быть приведена к 20 градусной температуре. Для этого на каждые 15 градусов выше температуры 20 градусов нужно отнять от измеренной плотности 0,01. Соответственно, на каждые 15 градусов ниже 20 градусов к измеренной плотности нужно прибавить 0,01. Плотность напрямую связано с ЭДС батареи оставленной в покое на время более часа формулой:
ЭДС одного элемента = 0,85+Плотность.
Батарея считается полностью разряженной, если ЭДС одного элемента составляет 2 В (это не опечатка). Как ни парадоксально, но 12-вольтовый аккумулятор полностью разряжен, если его ЭДС составляет 12 В. При разрядке, аккумуляторная батарея должна быть подзаряжена как можно быстрее. Оставление аккумуляторной батареи разряженной на длительный период времени может вызвать сульфатацию, что в свою очередь приведёт к ухудшению рабочих показателей аккумуляторной батареи. Если аккумуляторная батарея выводится из эксплуатации на длительный период времени, необходимо тщательно зарядить её перед установкой на хранение. В добавление к этому, также требуется подзарядка раз в месяц. Не оставляйте полностью разряженную батарею дольше, чем на один день с момента разрядки. Обязательно подзарядите её как можно скорее. Батарея заряжается квазипостоянным напряжением. Ток в начале заряда может достигать 0,15 от ёмкости. В конце зарядки 0,05 от ёмкости. Для зарядки тяговых батарей японцы успешно используют трансформатор с выпрямителем. Трансформатор специальной конструкции, у него первичная и вторичная обмотки имеют слабую магнитную связь. Они намотаны на разных каркасах и отделены друг от друга изоляционным промежутком до 3 см. Благодаря повышенной индуктивности рассеивания обеспечивается зарядка квазипостоянным напряжением. Причём регулировка тока отсутствует. Роль регулирующего элемента выполняет сам трансформатор (вернее его хитрая конструкция). Цель зарядной автоматики - вовремя отключить зарядку. Тут алгоритм следующий: По достижении напряжения 2,4 В на элементе во время зарядки запускается 2-часовой таймер при нормальной зарядке и 4-часовой при выравнивающей. Выравнивающая зарядка требуется, если плотность электролита различна в элементах более, чем на 0,020. При ежедневной эксплуатации батареи рекомендуется производить выравнивающую зарядку 2 раза в месяц. Задавание выравнивающей подзарядки на большее количество раз, чем это требуется, избыточно перезарядит аккумуляторную батарею, что приведёт к уменьшению срока её эксплуатации.
Отправлено: 30.03.10 10:00. Заголовок: Я в этом деле почти ..
Я в этом деле почти ноль. А плотность можно измерить "нашими" методами. Зарядка автоматическая происходит за счет изменения внутреннего сопротивления заряженного аккумулятора? Измеритель напряжения и таймеры, просто оптимизируют этот процесс?
Пост N: 127
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 30.03.10 11:12. Заголовок: Большинство автомати..
Большинство автоматических зарядных устройств (ЗУ) для кислотных АБ использует двухступенчатую методу зарядки. На первом этапе (ступени) производится заряд стабильным током = 0,1С (где С - ёмкость в Ач). При этом контролируется напряжение на АБ. Когда оно достигнет 14,4 В (в некоторых ЗУ 14,8 В), начинается второй этап. На этом этапе ток зарядки АБ уменьшается так, чтобы напряжение на АБ уменьшилось до 14,2 В(14,4 В). После чего зарядка происходит при стабильном напряжении. Заряд АБ прекращается, когда ЗУ не сможет поддерживать напряжение на АБ стабильным, т.е оно начнает расти. Как правило, ЗУ емкость батареи и ее сопротивление не проверяют.
Пост N: 1222
Зарегистрирован: 26.12.06
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг:
3
Фото:
Отправлено: 30.03.10 20:26. Заголовок: Bigor пишет: Когда ..
Bigor пишет:
цитата:
Когда оно достигнет 14,4 В (в некоторых ЗУ 14,8 В)
По собственному опыту знаю, что напряжение на АК достигает этого значения минут через пять зарядки током 0,1С... Ни в жизнь не поверю что за это время аккумулятор хотя бы слегка подзарядился...
Пост N: 129
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 30.03.10 22:15. Заголовок: Алексей пишет: По с..
Алексей пишет:
цитата:
По собственному опыту знаю, что напряжение на АК достигает этого значения минут через пять зарядки током 0,1С...
Такое возможно в трех случаях: 1. Вы ставите на зарядку уже заряженный АК. 2. Пластины АК сульфатированы. 3. Вы что-то путаете. АК в режиме зарядки быстро набирает напряжение 13,5 В. А зарядка Ак при напряжении более 14,8 - это его быстрая смерть. Если пластины АК сульфатированы, то для профилактики его следует заряжать малым током 0,04С часов 16-20, а затем через неделю - две повторить такой заряд. Для любопытства, посмотрите подборку от Photographer (пост №297).
Пост N: 9
Зарегистрирован: 24.04.08
Откуда: Россия, г.Хабаровск
Рейтинг:
0
Отправлено: 31.03.10 07:11. Заголовок: Bigor 14,8 - это его..
Bigor
цитата:
14,8 - это его быстрая смерть
Даже 15 В не страшно, если при этом ток незначительный, что говорит о полностью заряженном аккумуляторе. Гораздо хуже, если его на месяц оставить под забором полностью разряженным. Вот тогда можно и гробик заказывать. Наша фирма уже давно оказывает услуги по десульфатации тяговых батарей. Метод простой - зарядка малым током втечение нескольких суток. При этом напряжение 48-вольтовой батареи подымается до 60 В. Повышается и температура. Ёмкость некоторых батарей после этого процесса повышается процентов на 80. Клиенты довольны, некоторые везут батареи каждые пол года на десульфатацию. Из опыта знаю, что кислотную батарею лучше перезарядить, чем недозарядить. Информация к размышлению: После десульфатации всегда повышается плотность электролита и его уровень. Нередки случаи, когда обнажённые пластины после десульфатации сами наполнялись электролитом из-за эффекта роста уровня. Поэтому доливать воду нужно в полностью заряженный аккумулятор. Ещё одна закономерность: при зарядке малым током (в качестве профилактики) критерием окончания зарядки может служить рост температуры электролита. Аккумулятор при этом уже как бы "взял своё" и энергия зарядного устройства уходит на нагрев.
Пост N: 10
Зарегистрирован: 24.04.08
Откуда: Россия, г.Хабаровск
Рейтинг:
0
Отправлено: 31.03.10 07:29. Заголовок: MAZ А плотность можн..
MAZ
цитата:
А плотность можно измерить "нашими" методами.
Может кому попадались батареи с "глазком", меняющим свой цвет. В этом глазке плавает прозрачный поплавок, который погружен в электролит. Цвет поплавка зависит от того насколько глубоко он погружен в электролит. Вот такой встроенный ареометр. MAZ
цитата:
Зарядка автоматическая происходит за счет изменения внутреннего сопротивления заряженного аккумулятора?
Во время зарядки повышается ЭДС аккумулятора. Можно ассоциировать аккумулятор с конденсатором громадной ёмкости. MAZ
цитата:
Измеритель напряжения и таймеры, просто оптимизируют этот процесс?
И довольно неплохо оптимизируют. По крайней мере японцы ничего другого не придумали ещё. В новых моделях 2009 года ставят всё тот же хитрый трансформатор, выпрямитель, магнитный пускатель и всё тот же модуль автоматики зарядки с тремя кнопками "Normal", "Equal" и "Stop".
Пост N: 131
Зарегистрирован: 03.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
0
Отправлено: 31.03.10 10:02. Заголовок: Ruslan Lipin пишет: ..
Ruslan Lipin пишет:
цитата:
Даже 15 В не страшно, если при этом ток незначительный, что говорит о полностью заряженном аккумуляторе.
Я с Вами могу согласиться. А вот Вы меня несколько не точно процитировали. Я писал "зарядка Ак при напряжении более 14,8 - это его быстрая смерть". 15 В не намного больше 14,8 В. В пределах погрешности измерения. Так, что практически все равно, что 14,8 В, что 15 В. Особой разницы нет. 14,8 В - это стандартное (поспортное) ограничение на максимольное значение напряжения зарядки. 15 В - это 2,5 В на банку. Для 48-ми вольтовых АБ 60 В - это те же 2,5 В на банку. Ну, а в остальном я с Вами согласен на все 100%. Не вижу предмета для спора.
Пост N: 10
Зарегистрирован: 16.03.09
Откуда: Украина, Севастополь
Рейтинг:
0
Отправлено: 20.04.10 21:18. Заголовок: Может не совсем по т..
Может не совсем по теме, говорилось и о ветрогенераторе и о солнечных батареях, но выскажу свои соображения. У меня тоже давно задумка собрать интеллектуальное пуско-зарядное устройство на все случаи жизни (или почти на все). Внимательно прочитал всю тему и огорчила её незаконченность. Такое часто бывает на многих форумах. Хотя бы подытожить! В основном мы пользуемся либо 12В ёмкостью до 200 Ач, либо пальчиковыми 1,2В до 3000 мАч. Для телефонов во внимание можно не брать, т.к. они как правило Li-Ion и заряжаются либо штатно, либо если нет под рукой родной зарядки, а очень нужно, то током 0.1-1С в течении нескольких минут "шоб тока на пару часов звякнуть"! Соответственно нужен: 1-источник питания (понижающий трансформатор до 18 Вольт и киловатт на 5, раз уж пуско-зарядное!) Мощность субъективно, кому какая нравится. 2-датчик тока до 20А (думаю для случаев заряда авто аккумов, для пальчиковых со стабильного резистора) 3-собственно МК с индикатором.( думаю 877А, и портов АЦП достаточно для контроля и заряда нескольких пальчиковых батарей) А вот теперь алгоритм. -переводим переключатель в одно из 3-х положений: 3Ач-200Ач-ПУСК (пальчиковые, кислотные, пусковой ток соответственно) Для кислотных -вводим номинал батареи (нажимаем «ЁМКОСТЬ») -проверяем её состояние и заряжаем (нажимаем кнопку "СТАРТ", МК подключает одину из нескольких соответствующих нагрузок, они могут быть для 7-20Ач,20-50Ач,50-100Ач,100-200Ач, на некоторое тестовое время. В качестве нагрузок могут быть лампочки на 12 вольт разной мощности. Для пальчиковых использовать одну из них, проверив ток разряда на 200мА где-то) Зная напряжение и скорость разряда сравниваем с неким табличным значением и оцениваем остаточную ёмкость с выводом на дисплей) -заряд (нажимаем "ТРЕНИРОВКА". Подключается та же нагрузка и разряжает батарею до допустимого состояния, кажется 10 вольт. Можно через промежуток времени повторять разряд 2,3.. раза, дошло напряжение до 10в, нагрузка отключилась, постоял 10 мин, повторить. Затем процесс заряда по алгоритму вначале 0.1С до напряжения 14.4В, затем снижаем ток до выравнивания напряжения до полной зарядки. Когда ток достаточно мал, в соответствии с заданной ёмкостью, отключаем заряд. Можно через некоторое время повторить второй этап несколько раз, если это полезно, я не знаю точно, но чувствую, что желательно. Весь процесс , напряжение, ток заряда и время вывести на дисплей. Для регулировки тока заряда думаю использовать ШИМ метод, а может другой?
Для пальчиковых почти тот же алгоритм, но добавить "снижение дельта V"
Если нужен чисто заряд, то вводим ёмкость и нажимаем "ЗАРЯД", часть программы по разряду не используется.
Если нужен подзаряд нажимаем «ТОК» и устанавливаем нужный ток, нажимаем «СТАРТ»
При пусковом режиме переводим переключатель в режим "ПУСК" и контролируем только напряжение. Если для кислотных не нужен доразряд, то исключить его в этом режиме. Ну как-то так. Как Вам идея, я бы от такого не отказался!
Идея хорошая, но уж слишком универсальная. SanSanich пишет:
цитата:
источник питания (понижающий трансформатор до 18 Вольт и киловатт на 5, раз уж пуско-зарядное!) Мощность субъективно, кому какая нравится.
Размер и вес этого трансформатора, а значит всего зарядного устройства (ЗУ) будут весьма внушительны. Как говорил старшина мастерских Мороз, в которых я служил срочную, про блоки от Р-118: "Блок миниатюрный легко переносится с помощью двух военнослужащих". Необходимость дополнять сего монстра функцией заряда нескольких пальчиковых АБ весьма сомнительна. Проще и, главное, удобней сделать небольшое ЗУ только для пальчиковых АБ.
Пост N: 16
Зарегистрирован: 16.03.09
Откуда: Украина, Севастополь
Рейтинг:
0
Отправлено: 21.04.10 12:20. Заголовок: Bigor Может Вы и пр..
Bigor Может Вы и правы, но как лабораторный вариант на все случаи думаю подходит. Да и МК всего один всем рулит. Я всё же попробую собрать, программу вот боюсь не осилю. Нарисую схему и выложу.
Пост N: 18
Зарегистрирован: 16.03.09
Откуда: Украина, Севастополь
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.04.10 15:45. Заголовок: Вот набросал схемку ..
Вот набросал схемку ПУСКО-ЗАРЯДНОГО БЛОКА ПИТАНИЯ! Пока саму идею силовой части. Не определился со способом регулирования напряжения и тока. Думаю ШИМ, может у кого есть схемное решение? И можно ли как то одновременно отслеживать заряды аккумов и пользоваться БП? [img] [/img]
Пост N: 248
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Россия, Горно-Алтайск
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.04.10 16:58. Заголовок: В пусковой части схе..
В пусковой части схемы, после диодного моста, конденсатор (который обозначен как "большой") думаю не понадобится. Что за "квадратики" там, после моста, разглядеть не смог
Пост N: 19
Зарегистрирован: 16.03.09
Откуда: Украина, Севастополь
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.04.10 18:19. Заголовок: Квадратиками я обозн..
Квадратиками я обозначил блоки управления. Думаю ШИМ больше подойдёт, но схемы пока нет. Кондёр на выходе пускозарядной части (вырхней в схеме) думаю не помешает, если будет ШИМ регулятор. Регулироваться будет только ток заряда. А вот часть БП (второя часть сверху) будет как источник напряжения и тока. Ток планирую до 10А, напряжение до 30В. Что можно в качестве регулирующего елемента использовать? Тоже ШИМ? Обновлённая схема
Пост N: 151
Зарегистрирован: 21.10.07
Откуда: Россия, Иркутск
Рейтинг:
0
Отправлено: 23.04.10 09:14. Заголовок: SanSanich а зачем 4..
SanSanich а зачем 4 вторичных обмотки на одно напряжение? И зачем такая большая емкость конденсаторов фильтра, и есть ли смысл ставить конденсаторы по линии заряда ? ИМХО - Выпрямитель на пуск дороговато обойдется... , да и сам трансформатор не бюджетный...
4 одинаковые вторички для независимого заряда 4-х пальчиковых аккум. Так как источник напряжения-тока после моста кондёр нужен. Набросал схему ШИМ стабилизатора, управляемого МК. В начале с МК и на 5 ноге IC1 устанавливается высокий уровень и ШИМ не работает. После установки на МК в меню нужного параметра (напряжение, ток) и его пуска он переводит на нижний уровень и отслеживает параметр. При превышении опять переводит в верхний уровень. За счёт С4 скорость нужна будет не высокой, МК будет успевать управлять всеми каналами.
Совсем не обязательно. 4-ре независимых канала заряда 4-х пальчиковых аккумуляторов можно вполне запитать от одного общего выпрямителя
В принцепе, согласен. А вот контроль заряда делать на каждый отдельно. Что по поводу ШИМ? Получится на диапазон от 0 до 30В, или придётся разбивать на 2? 0-15В, 12-30В?
Пост N: 31
Зарегистрирован: 16.03.09
Откуда: Родина, Севастополь
Рейтинг:
0
Отправлено: 30.04.10 09:31. Заголовок: На этом сайте увидел..
На этом сайте увидел просьбы выслать схему ВЗВУ. Решил посмотреть и тоже попросил. Прислали тут В общем то смысл заряда здесь рассматривался. Я постараюсь разузнать временные соотношения заряд-разряд, которые они получили практически работая с ВЗВУ, и можно будет уже составить определённый алгоритм для МК. Хорошо бы ещё плотность как нибудь определять. Есть такие датчики? Но это как дополнение к обслуживаемым АБ, хотя и к п/обсл. вариометр не помешал бы.
Пост N: 280
Зарегистрирован: 03.09.08
Откуда: Россия, г.Иркутск
Рейтинг:
1
Отправлено: 30.04.10 09:49. Заголовок: Я может чего то не п..
Я может чего то не понимаю, но зачем для пусковых АКБ городить сложные алгоритмы зарядки?. В автомобиле он все равно заряжается самым примитивным способом. Какой в этом смысл? Оптимальный вариант мне кажется, это зарядка стабильным током на первой стадии и стабильным напряжением на второй.
Оптимальный вариант мне кажется, это зарядка стабильным током на первой стадии и стабильным напряжением на второй.
Совершенно верно, но если происходит сульфатация АБ, то ее надо попытаться "разбить". Для этого есть вот такая штука: http://slil.ru/29061034
А вот ссылка прямо по заявленной теме этой ветки. Статья, весьма интересная, называется "Приставка для измерения ёмкости зарядки" http://www.irls.narod.ru/bp/zar/emk.htm
Пост N: 32
Зарегистрирован: 16.03.09
Откуда: Родина, Севастополь
Рейтинг:
0
Отправлено: 30.04.10 14:43. Заголовок: Вот что писал челове..
Вот что писал человек Владимир / 09.01.2010 17:16 В 1986г. случайно подарили зарядно-восстановительное устройство (три отремонтируешь-одно тебе, мне)ВЗВУ ОТРЕ-6П-12/6 г.Фрунзе з-д \"Тяжэлектромаш\", вероятно это изделие шло как ширпотреб. Но зато какое изделие. пользуемся до сих пор. Раскачивает не только кислотные но и щелочные АБ. Заряд ведется ассиметричным током инфранизкой частоты - это в среднем 70сек-заряд, 30сек-разряд.Токи заряд/розряд регулируются. Время в разряде также регулируется. По двухпредельному амперметру 10-0-10 можно наблюдать и оценивать в состоянии цикла \"разряд\" просадку напряжения, как при нагрузочных вилках всей 12В батареи. Заряд ассиметричным током инфранизкой частоты - это щадящий заряд для активной массы пластин, без обильного кипения в конце заряда. Обильные пузыри в конце заряда отковыривают активную массу и бросают ее на пол. Кроме того структура восстановленных активных масс более пористая, чем при обычном заряде. А что такое пористость? Пористость - это емкость, активная площадь пластины. Поэтому рекомендую этот проверенный путь. Схема очень дешевая по комплектующим, управление на КТ315 и 361, обычный управляемый мост. Существует по теории книга А.Г. Здрок \"Выпрямительные устройства стабилизации напряжения и заряда аккумуляторов\", Энергоатомиздат. (читать во второй половине со стр.82)Автор имеет много авторских свидетельств, указано в списке литературы. Так что это без балды, проверено и пользуемся. Батареи с разрушенными пластинами не восстанавливаются. И напоследок, из устройств заряда ассиметричным током мне нравятся устройства именно с низкой частотой переключения. Здесь отводится достаточно времени на изменение поляризации тока, а батарея достаточно инертна при повороте с заряда на разряд. Специалист по автомобилям и ЭПУ РРЛ связи.
Материала я набрал достаточно, осталось его обработать и лучшее воплотить в девайс. Чтоб и просто заряжать, и восстанавливать и тренировать!
Работаем Удалось пока только определиться с МК, потестить дисплей и управление источником тока посредством ШИМ. В общем вырисовывается такое устройство: 4 независимых канала, ток зарядки до 2А, ручной, автоматический режимы. Контроль заряда думаю -dV, так же контроль температуры и времени заряда. Разряда не будет, так же как и реверсивной зарядки. Но это все только в планах, не удается выделить достаточно времени, чтобы продуктивно поработать, а урывками много не наделаешь, но к НГ думаю закончу.
Пост N: 36
Зарегистрирован: 03.10.08
Откуда: Украина, г.Донецк
Рейтинг:
1
Отправлено: 22.11.10 10:41. Заголовок: DerSpiwak Очень неп..
DerSpiwak Очень неплохо. А я себе прикидую такое устройство: 4 независимых канала Ток заряда до 1А Стабильным токм (отдельным стабилизатором тока) (ШИМ думаю не осилю) Контроль заряда -dV/dt и dV/dt (ручной выбор) Разряд Реверсивную зарядку хочу попробовать но пожже (как вариант ручной выбор в меню) Контроль температуры...(в раздумиях) это ж контроль каждой банки... накладненько... Темболее типоразмера АА и ААА а это уже 8 датчиков и банки расположенные рядом будут прогревать друг друга...
Пост N: 498
Зарегистрирован: 03.09.08
Откуда: Россия, г.Иркутск
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.11.10 14:38. Заголовок: shaman пишет: Ток з..
shaman пишет:
цитата:
Ток заряда до 1А Стабильным токм (отдельным стабилизатором тока) (ШИМ думаю не осилю)
Тот у меня тоже будет стабильный. После ШИМ фильтр и дальше как референс для источника тока на ОУ+MOSFET
shaman пишет:
цитата:
Контроль температуры...(в раздумиях) это ж контроль каждой банки... накладненько... Темболее типоразмера АА и ААА а это уже 8 датчиков и банки расположенные рядом будут прогревать друг друга...
Есть такое дело. Мне легче, нужны только AA. Вообще я хотел "стандартные" ds1820 использовать, корпус легко закрепить в боксе для батарей,да и линия всего одна нужна. С прогревом надо проверять, сильно ли будет влиять это. В умных книгах пишут, что батареи нельзя греть выше 45С при заряде, причем заметно греться они начинают уже в конце цикла, думаю прогрев будет влиять не сильно.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет